Название статьи отнюдь не преувеличение.
Герман Греф так описывает необходимость в развитии этих навыков: «Экономика перестала быть плоской: теперь она 3D. Раньше людям был нужен участок земли, потом капитал, а теперь нужно иметь знания и обладать «soft skills»: умениями системно мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать».
«Soft skills» переводится как «мягкие навыки», но суть не в мягкости, а – скорее – в гибкости и способности человека адаптироваться к изменяющимся условиям и действовать в условиях неопределённости.
Кому крайне важны эти навыки?
Всем, кто имеет отношение к управлению, продажам, сервисе, обобщим – всем, кто работает в системе человек — человек.
Приведу пример из практики рынка недвижимости. Некоторые молодые и еще не достаточно опытные риэлторы обходят на поворотах зубров недвижимости. Причины две – часть новобранцев быстрее работает с информацией и развивают «soft skills».
Мышление за рамками, высокая коммуникативная компетентность и адаптивность, развитый эмоциональный интеллект, лидерские качества и стремление к саморазвитию – то, что составляет ядро «soft skills». В Сколково мягкие навыки называют «надпрофессиональными» качествами человека.
Почему «над-»? Потому что им не учат в школах и университетах. Но именно на них делают ставку современные работодатели.
Разберем детальнее что входит в понятие «soft skills»?

Высокая коммуникативная компетентность.
Уловить нотки юмора в строгой фразе, правильно приветствовать в зависимости от ситуации или настроения, «слышать» между строк – и это только самые простые навыки.
Умение слышать другого. Умение находить общий язык с людьми из другой профессиональной среды, и даже с другой системой взглядов и ценностей.
К данному навыку можно отнести и те вещи, которые почти невозможно оцифровать: интуицию, умение сконцентрироваться, слиться с задачей. Это еще один ресурс, дающий дополнительное конкурентное преимущество.

Лидерство и умение давать обратную связь.
Причем эти два понятия связаны. Чтобы вести за собой других, необходимо не только вдохновлять людей, а и давать обратную связь высокого качества. Это приводит к росту людей, повышает заинтересованность. Бесконфликтно давать конструктивную обратную связь и находить повод для позитивного подкрепления. Опыт работы с руководителями разных компаний показывает, что этот навык порой недооценен.
Мы различаем 4 вида обратной связи: при постановке задачи, для развития, корректировки поведения, для роста мотивации.
Например, в ходе «полевого» обучения сотрудник на возражение клиента «я подумаю», отвечает: «Пока вы будете думать, квартира уйдет.»
Во время разбора полетов, наставник дает обратную связь: «Ты в своем уме! Своей репликой – ты не простимулировал покупателя, ты его отпугнул! Я же тебе вчера объяснял, что вначале, необходимо согласится с какой-то частью возражения клиента, а не сразу рубить с плеча».
А наставник, с развитыми «soft skills», чтобы не отбить у новичка охоту к полевому обучению дает иначе обратную связь:«Соглашусь с тобой, этого клиента необходимо было простимулировать и у тебя это получилось.» А потом добавляет: «Еще, было бы, не лишним, вначале согласится с покупателем в том, что спешка в выборе квартиры не нужна, потом спросить, что понравилось в этой квартире? Лишь потом следовало сообщить, что следом за нами, есть еще двое желающих посмотреть эту квартиру.»
По смыслу эти обе обратные связи совпадают, вот только вторая бережет самооценку и начинающего продавца, дает конкретные фразы и развивает его одновременно.

Анализ.
Важность непрерывного развития – является принципом и составляющей успеха концерна «Toyota», он называется «кайдзен».
Создание нового начинается с анализа произошедшего. Причем важен анализ не только неудач, а и успешных действий, решений.
Мозг человека способен постоянно повышать свою психическую организацию, это приводит к росту результативности и мотивированности, более того, умение разбираться в нюансах выбранного дела, добавляет удовольствие в сам процесс деятельности.
Путь к вершинам мастерства хорошо начинать с внедрения качественных контрольных листов (чек-листов) основных процессов, это убивает двух зайцев: обучает правильному выполнению процесса и совершенствует сотрудника.

Адаптативность или Кто не перестроился – мир не виноват.
Гибкий мозг человека способен придумывать новые решения и подходы без подсказок. Конечно, если он заточен постоянно к обучению и изменениям. С возрастом нейропластичность мозга меняется. Консервативные в этом плане люди и компании все больше сдают позиции.
Мягкие навыки заставляют шевелиться извилины мозга, подталкивая человека к поиску прорывных решений.
Известный всему миру Стив Джобс не имел высшего и даже специального образования, а первый свой компьютер собирал в гараже. Только благодаря прогрессивности, умение выходить за рамки традиционных решений, всего за три года небольшая компания из гаража достигла национальных масштабов.

Прокачайте свое будущее
«Soft skills» – как мышцы: больше тренируешь – становятся рельефнее.
Говорят, самый эффективный способ – это прокачивать их с детства.
Но что если на данный момент, вы не совсем владеете навыками коммуникации, работы в digital-среде, не склонны к быстрым переменам. И в таком случае для вас не все потеряно. Освоить «soft skills» может любой – важно подобрать правильные инструменты. Это могут быть тренинги, наставничество, коучинг и специальное корпоративное обучение. Вам повезло, если вы устроились в компанию с корпоративной культурой, заточенной под раскрытие потенциала сотрудников. Ведь, не зря говорится «хороший рассол проквасит каждый огурчик».

План успеха.
Важно помнить, что сами по себе «soft skills» не делают человека профессионалом автоматически. Даже самый прокачанный по «софту» специалист много не добьется, если у него отсутствуют достаточные знания в своей области. Но при грамотном использовании эти навыки увеличивают шансы на успех.
Прекрасно, когда в организации есть культура оценки экспертности сотрудника, включающая его базовые «хардовые» навыки и конечно же уровень развитости его «софтовых скилзов». На основании такой оценки составляется план личного развития, выполнение которого, наполняет силой парус успеха.

PS. В настоящий момент мы продолжаем прописывать методологию развития основных «soft skills».
Это поможет компаниям быстрее развивать необходимые навыки, с учетом индивидуальных особенностей сотрудников.